Oriental Way медиа

Oriental Way медиа

Чем живёт первая в России фабрика по обработке нефрита

Директор Oriental Way Валерий Блыскавка о том, чем живёт первая в России фабрика по обработке нефрита

Еще несколько лет назад слово «нефрит» ассоциировалось со словом «криминал»: Бандитские разборки, варварские способы добычи, нелегальные каналы контрабанды только сортового поделочного камня в Китай, сброс в отвалы основной массы «невостребованного» камня. Все это вместе с практически полным отсутствием переработки камня в Бурятии, да и во всей России, лишало нашу экономику налоговых и лицензионных сборов.

Все изменилось в 2013 году, когда по поручению Президента России В.В.Путина государство в лице Ростеха с привлечением правоохранителей занялось декриминализацией нефритовой отрасли. Было создано Забайкальское горнорудное предприятие, в короткие сроки создана современная инфраструктура на Кавоктинском месторождении в Баунтовском районе, налажена лицензионная, современная добыча светлоокрашенного нефрита с соблюдением всех природоохранных требований. Вслед за этим, в 2015 году в Улан-Удэ, была введена в строй фабрика Торгового дома «Ориентал Вэй» (ТД ОВ) по переработке и обогащению в промышленных масштабах закупаемого у ЗГРП поделочного камня.

Подробнее о деятельности ЗГРП можно прочесть в материале издания Информ Полис

- Требуется пояснить, что добыча светлоокрашенных нефритов - в народе их называют белыми – осуществляется в удаленных, труднодоступных местах, сезонно и в тяжелых климатических условиях. Его доставка на «материк» возможна только по «зимнику». По закону весь добытый нефрит должен быть поставлен на баланс независимо от его качества. Так появилась бизнес-идея: низкокачественный нефрит подвергать переработке/обогащению в цивилизованных условиях чтобы значительно увеличить объем товарного нефрита, который можно реализовать с добавленной стоимостью. Этим и стал заниматься ТД ОВ, фабрика которого теперь продает не только купленный в ЗГРП нефрит-сырец, но и обогащенный нефрит и продукцию собственной переработки.

Предварительная обработка камня позволяет увеличить долю качественного нефрита

- У нас достаточно большое производство, на котором сейчас работает порядка 50-ти человек. Производство постоянно развивается, и цель этого производства - переработка нефритосодержащей породы низких сортов. Сам нефрит очень неоднороден, содержание сортового нефрита не превышает 10-ти, в отдельных жилах 15-ти процентов. Причём сортовой нефрит – это не отдельные куски, он размазан, находится внутри вмещающей его породы с корками, скарнами и дефектами. И для того, чтобы выделить сортовой нефрит, нужны производственные операции по вскрытию камня и его обогащению.

Сейчас мы свой производственный цикл остановили на производстве заготовок - основной продукцией является заготовка для цельного браслета из камня, потому что основной рынок, на котором реализуются изделия из нефрита - это Китай

Мне, например, нравится, когда в белом изделии есть медовые пятна - мне это говорит о том, что этот камень натуральный.

Интерес у российского и китайского потребителя очень разный. Для нас важнее качество камня - его плотность, отсутствие дефектов и трещин. Даже интереснее переходы и сочетания цвета. А в Китае первостепенное значение имеет цвет, любой китаец предпочтёт, чтобы он был чисто белый, даже если он качеством ниже. Вернее, он с лёгким налётом желтоватости типа топлёного молока или бараний жир, как они его ещё называют. Игра цвета может использоваться только в скульптурах, например, грива какого-то животного. В художественном произведении это красиво, а в браслете или кольце – для них это дефект.

Белый нефрит в Китае особо ценится потому, что много веков он тяжёлым трудом добывался на Хотанском месторождении. Именно тяжёлая добыча и редкость постепенно сделали его особо ценным. Там часто говорят: "Золото имеет цену, нефрит - бесценен". Сейчас месторождение уже выработано, и поэтому спрос на российский светло-окрашенный нефрит будет оставаться высоким. Поэтому важно качественно обрабатывать камень, не теряя ценного содержимого.

Мы научились искусству разметки это важнейший этап в переработке нефрита.

Фонарик помогает отличить нефрит от подделки

Только руками можно почувствовать структуру камня

  • По поводу окраски: нефрит имеет волокнистую структуру с «плавающим» составом оттого и различные цветовые гаммы. Чуть больше хрома - и появляется зелень, если больше железа, то нефрит начинает уходить в медовые оттенки. Нефрит бывает и чёрный, и голубой, но основной цвет, который у нас на слуху - зелёный. В России это связано с историей разведки месторождений - сначала появился Окинский район с его зелёным нефритом, более доступным по способу добычи, чем светлоокрашенный нефрит Баунтовского района.
    Нужно, чтобы словосочетание «нефрит Бурятии» из словосочетания стало чем-то, что можно пощупать, посмотреть и купить.
  • Тот нефрит, который я вижу в магазинах, я бы не назвал художественными изделиями - это некая сувенирка, как магнитик. Если в том же самом Китае очень много нефрита используется для художественных изделий с большой буквы, то у нас… Нам в Бурятии надо расти, и мы делаем первые шаги в этом направлении.
    Сейчас совместно с правительством Бурятии мы начали пытаться создать программу по производству в Бурятии изделий из нефрита. Мы готовы активно участвовать в этой программе, скоро планируется открытие нового производства на базе "Промышленного парка", кроме того, мы готовы на давальческой основе продавать материал, чтобы камнерезы Бурятии могли производить продукцию из нефрита, и потом реализовывать её в магазинах Улан-Удэ, выручка доставалась бы тем же самым камнерезам за работу, а мы бы компенсировали стоимость материала.. И глава республики нас в этом поддерживает, и проявляет свою инициативу по возрождению по созданию школы камнерезного искусства с учетом национальных и исторических особенностей Бурятии.
  • Обработка нефрита - достаточно специфическая вещь из-за его плотности, вязкости и твёрдости. У нас очень велик износ режущего инструмента, а это исключительно алмазный инструмент.

Как гласит история, в начале XX века в Германии попытались расколоть большую глыбу нефрита на "крупповском" паровом прессе. В итоге от удара паровым молотом раскололась чугунная наковальня, на которую положили нефрит.

Валерий Блыскавка: "Главное - правильно разметить кусок нефрита для резки"

Источник